Машинное фрезерование облицовок для оксидокерамических каркасов мостов по технологии VITA RapidLayer.
д-р Герхард Верлинг
Технология VITA Rapid Layer (RLT) дает возможность пользователям CAD/CAM-систем CEREC или inLab MC XL (обе установки производства фирмы Sirona) создавать машинным способом облицовки для оксидокерамических каркасов, для этого предлагаются блоки тонкодисперсной полевошпатной керамики VITABLOCS TriLuxe forte TF-40/19. Т.к. каркасная и облицовочная структура оптимально подходят друг к другу, иклассическое послойное нанесение керамики отпадает, риск скола керамики u снижается до минимума. Разработана эта технология для создания мостов, имеющих до четырех звеньев, в первую очередь, для боковых участков. В данной технологии с помощью программного обеспечения inLab-Software (> V 3.80) CEREC или inLab MC XL в течение нескольких секунд производится разделение анатомической конструкции моста на каркасную структуру и облицовочную структуру. После фрезерования этих отдельных элементов они быстро и просто склеиваются между собой с помощью композитного клея. Далее показаны рабочие этапы данной технологии на примере одного клинического случая.
Анамнез
Пациентка обратилась к нам с жалобой на ослабившийся мост в районе зуба 47 (снимки1 и 2). На основании документации о предшествующем лечении мы установили, каркас из диоксида циркония был изготовлен на установке CAD/CAM фирмы etkon и затем облицован керамикой. Эта цельнокерамическая работа была поставлена в 2004 году. Практически сразу, по свидетельству пациентки, произошел скол базально на звеньях
моста 45 и 46.
Снимок 1: Окклюзионный вид исходной ситуации
Снимок 2: Буккальный вид исходной ситуации
Планирование
Мы, со своей стороны, тщательно проанализировали возможные ошибки, которые могли привести к дефекту. Тем самым мы стремились избежать тех же ошибок и аналогичных дефектов. Так мы решили, что ослабление моста вызвано тем, что опорные зубы слишком короткие, а большая культевая вкладка на зубе 47 поставлена на композит. Наверняка одной из причин ослабления была плохая связка композитного клея с композитом культевой вкладки. Возникающие скручивающие силы, по нашему мнению, тоже могли быть причиной разгерметизации. Поскольку мост имел достаточно большую протяженность, и с учетом небольшой высоты опорных зубов, а также объемности культевой вкладки автор склонялся к выбору в качестве альтернативы жесткой мостовидной конструкции, состоящей из каркаса из диоксида циркония с облицовкой, имеется в виду мост с противоторзионным замком Круппа для компенсации скручивания, возникающего на нижней челюсти. К тому же пациента имела аллергию на металлы, латекс и глютен – поэтому она хотела реставрацию из биосовестимой цельной керамики. Даже неудача с удаленным цельнокерамическим мостом не могла заставить отказаться от этого желания. Вместе мы решили, что старый мост будет заменен на новый, состоящий из каркаса из диоксида циркония и полевошпатной облицовочной структуры. Изготовление должно былопроисходить по технологии VITA Rapid Layer.
Конструкция
Сначала было проведено матирование во рту (VITA Powder Scan Spray, VITA Zahnfabrik) поверхности моста (снимок 3) и антагонистов (снимок 4) для сканирования буккального прикуса с помощью CERECBluecam(SironaDentalSystems). Полученные данные, вместе со снимками препарированных культей были переданы через портал CEREC Connect Portal в лабораторию.
Снимок3: интраоральное матирование поверхности моста
Снимок 4: Интраоральное матрирование антагонистов
После снятия старого моста с помощью удалителя мостов ATD (Anthogyr) было очевидно, что на зубе 47 слишком большая культевая вкладка из композита (снимок 5). На мосте были заметны места сколов базально на зубах 46 и 45. Обращало на себя внимание огромное количество композитного клея в аппроксимальном участке между звеньями 47 и 46 (снимок 6).
Снимок 5: На зубе 47 очень большая культевая вкладка
Снимок 6: Сколы на удаленном мосте.
На следующем этапе было произведено виртуальное моделирование моста с помощью программы inLab 3D. Для создания трехмерности в программе выбирается модус реставрации, а также способ конструирования Multilayer. После разделения модели на каркас и облицовку через диалоговое окно были выбраны материалы: для каркаса VITA In-Ceram YZ и для облицовки VITABLOCSTriLuxeforteTF-40/19. После обозначения препарационных границ и определения пути ввода программа рассчитала модель. Эту модель можно проверить, кроме прочего, в прикусе с антагонстами (снимок 7). На снимке 8 показана конструкция моста в прозрачном виде, а на снимке 9 дан окклюзионный вид конструкции перед фрезерованием. Редукция под каркас производится автоматически. Когда виртуальное моделирование и демонстрация результата заканчивается, можно переходить в модус виртуальной демонстрации фрезерования, мост графически разделяется на каркас и облицовку – каждая структура имеет определенную оптимальную толщину стенок и соединительных элементов (снимки 10 и 11).
Снимок 7:Полноформатная демонстрация антагонистов.
Снимок 8: Прозрачный вид конструкции для контроля толщины.
Снимок 9: Окклюзионный вид конструкции перед фрезерованием.
Снимок 10: Демонстрация фрезерования каркаса из диоксида циркония со схематическим изображением облицовочной структуры.
Снимок 11: Вид облицовочной структуры из VITABLOCS TriLuxe forte TF-40/19.
После фрезерования
После фрезерования каркас из диоксида циркония был подкрашен жидкостью VITAIn-CeramYZColoringLiquidи повержен обжигу. На снимке 12 изображены обе отфрезерованные структуры – каркас моста из диоксида циркония и облицовка из полевошпатной керамики.
Снимок 12: Отфрезерованный каркас VITA In-Ceram YZ после обжига и облицовка изsVITABLOCSTriLuxeforteTF-40/19.
Затем производится примерка каркаса (снимок 13) и далее примерка каркаса с облицовкой (снимок 14). Окклюзия и припасовка моста осторожно проверяются. Благодаря методу биогенерики облицовка, как правило, не требует окклюзионных доработок, а если требует, то они незначительны.
Снимок 13: Примерка каркаса и...
Снимок 14: ... надетой на каркас облицовки.
Индивидуализация поверхностей проводилась с помощью красителей VITA AKZENT / VITA SHADING PASTE (производства фирмы ВИТА) (снимок 15). Поскольку облицовка приклеивается на каркас с помощью композита, то цветовая индивидуализация облицовки должна обязательно производиться до склеивания облицовки с каркасом. Базальные поверхности каркаса нужно перед склеиванием покрыть тонким слоем глазури.
Снимок 15: Подготовка облицовки к завершающему обжигу красителей.
Надежная связка каркаса с облицовкой получается при применении адгезивной техники. При подготовке к склеиванию внешние поверхности каркаса сначала были подвергнуты пескоструйной обработке (Al2O3), а внутренние поверхности облицовки после тщательной очистки были протравлены гелем плавиковой кислоты (5 %) и силанизированы. Затем обе структуры были склеены клеем Panavia 21 (Kuraray) (снимки 16 - 18).
Снимок 16: Нанесение Panavia 21 на базальные поверхности облицовки.
Снимок 17: Вставление каркаса в облицовку.
Снимок18: Удаление излишков клея Panavia 21.
На снимках 19 и 20 представлен готовый мост 44 – 47 после полимеризации.
Снимок 19: Готовый мост, ...
Снимок 20: ... исполненный по технологии Rapid Layer.
Постоянная фиксация моста
На следующем этапе мост фиксируется на опорных зубах. Для этого внутренние поверхности каркаса были подвержены пескоструйной обработке оксидом алюминия. Композитные культевые вкладки на опорных зубах были подвержены силикатизации с помощью Micro-Etcher (Dynaflex) и Rocatec TM Korund 30 μm (3M ESPE) и силанизированы с помощью Monobond plus (Ivoclar Vivadent), чтобы обеспечить максимально надежную связку между композитным клеем и композитными культевыми вкладками при последующей адгезивной фиксации моста на культях зубов. (Снимок 21)
Снимок 21: Подготовка к постановке моста.
Фиксация производится с помощью RelyX Unicem (3M ESPE). На снимках 22 и 23 показана ситуация после постановки и контроля окклюзии и артикуляции.
Снимок 22: После адгезивной фиксации моста.
Снимок 23: Готовая работа.
Выводы
Возникновение сколов на базальных участках мы относим на счет неудовлетворительного моделирования каркаса бывшего моста, а также торзионной нагрузки на мост из-за скручивания нижней челюсти при смыкании зубов. По этой причине мы приняли решение сделать реставрацию по технологии VITA Rapid Layer. Благодаря низкотемпературному поведению композита напряжения между каркасом и облицовкой исключаются. Идея данного метода заключается в том, что композит образует своего рода компенсационный буфер: с одной стороны между каркасной и облицовочной структурой, с другой стороны, при компенсации возникающих при жевании напряжений и торзионных явлений. Мы исходим из того, что по этой причине не будет сколов. К тому же прочность на изгиб заводской монолитной полевошпатной керамики ( 150 MPa) выше, чем у керамических облицовок, исполненных в лаборатории в обычной технике. Следующее преимущество реставраций Rapid Layer Technology состоит в том, что при необходимости они могут изготавливаться в зубоврачебном кабинете. Правда, в этом случае в кабинете врача должна быть печь для синтеризации диоксида циркония. Но, как вариант, на синтеризацию работу можно отправлять в лабораторию, где такая печь есть. Заключительные этапы исполнения реставрации, как например, подкрашивание и глазуровочный обжиг – все это обычная процедура, хорошо известная пользователям CEREC, и для этого нужна обычная печь для обжига керамики. Холодное склеивание композитом и полимеризация композита двойного отвердения с помощью ультрафиолетовой лампы врачам-стоматологам хорошо известны и легко осуществимы без больших затрат. Все реставрации, которые мы до настоящего времени изготовили по технологии RLT, не имеют клинических дефектов в виде перелома каркаса или скола облицовки. Эстетические результаты также убедительны. Проблемы белой кромки, которая имеет место в этой технике из-за особенностей компьютерного моделирования, мы решаем следующим образом:
1. Компенсация в программной конструкции, когда создается минимальная ширина цервикальной кромки
2. Подкрашивание диоксида циркония или использование подкрашенных блоков
3. Индивидуализация облицовочной структуры и каркасной структуры перед обжигом красителей или глазури Советы по исполнению мостов RLT предлагаются в виде учебного видеофильма в Интернете: www.dental-users.com. Там показаны отдельные этапы на примере клинических случаев: препарирование, компьютерное моделирование, фрезеровка в лаборатории, доработка во врачебной лаборатории.
Заключение
Имея в зубоврачебном кабинете высокоскоростную синтеризационную печь и материалы VITA Rapid Layer Technology, а также систему inLab CEREC, возможно изготавливать в мосты почти полностью в клинических условиях. Это означает, что препарирование может быть проведено, к примеру, в первой половине дня, а в конце дня может быть поставлена во рту готовая работа. Склеивание каркаса и облицовки мы не считаем проблематичным. Мы исходим из того, что эта связка в сравнении с послойной облицовкой обладает лучшим компенсационным механизмом по отношению внутренних напряжений материала и торзионных сил, возникающих во время статической и динамической окклюзии.
Автор Д-р Герхард Верлинг
1983-1985 учеба по специальности зубная техника
1985-1989 учеба на врача-стоматолога во Франкфурте-на-Майне
1992 основание совместного стоматологического кабинета с сестрой Урсулой Верлинг в Бельгейме
с 1993 референт по темам имплантологии в стране и за границей
2005 основание спецлаборатории CAD/CAM – координация и обучение проектов в области имплантологии и CAD/CAM Научный консультант производителей стоматологической промышленности и медицинских факультетов
Контакт:
Dr. Gerhard Werling
Hauptstra゚e 172
76756 Bellheim
Tel.: 0 72 72 / 10 40
info@doktor-werling.de
www.doktor-werling.de
ВНИМАНИЕ! Ссылка на первоисточник публикации обязательна!
Источник: Digital Dental News Ausgabe 05/2011, Deutschland
При перепечатке запрашивайте авторский экземпляр.
VITA Zahnfabrik H. Rauter GmbH & Co. KG
Находящаяся в Бад Зэкингине фирма ВИТА разрабатывает, производит и продает уже более 85 лет высокотехнологичные материалы и оборудование для ортопедической стоматологии и считается первооткрывателем на многих направлениях этой отрасли. Стандарты определения цвета от фирмы ВИТА, к примеру, признаны во всем мире. Пользователи в 120 странах с успехом применяют продукцию фирмы ВИТА. Это касается в равной степени как аналоговых и цифровых методов определения цвета, так и пластмассовых и керамических искусственных зубов, и облицовочных и каркасных материалов для традиционных и современных машинных технологий, и приборов, и сервисного обслуживания, и учебных программ.
Обращайтесь:
Maria Fridman
Telefon +49 (0) 7761-562-295
Fax +49 (0) 7761-562-281
E-Mail: m.fridman@vita-zahnfabrik.com
Internet: www.vita-zahnfabrik.com