Нет металла?...Нет проблем…С мостовидными протезами Prettau Bridge.
Нет металла?...
Нет проблем…
С мостовидными протезами Prettau Bridge
Cucchiaro Alessandro – зубной техник из Европы (Италия), имеющий сертификат мастера зуботехнической технологии (MDT). Более 25 лет работает в области изготовления зубных протезов, из них в течение 20 лет владеет собственной зуботехнической лабораторией. Обучался у Энрико Штегера, владельца компании Zirkonzahn, который является одним из самых востребованных зубных техников в Европе и изобретателем ручной системы механической фрезеровки блоков. Alessandro изучал технологию Zirkonzahn в течение нескольких лет и сейчас считается экспертом в области цирконовой керамики и ручных систем фрезеровки блоков. В настоящее время является инструктором по ручным системам фрезеровки блоков Zirkonzahn на факультете повышения квалификации в Атланте (штат Джорджия, США) и международным лектором в области реставраций из керамики на основе диоксида циркония и системам механической обработки блоков.
В последние годы пациенты стали предъявлять больше требований к эстетике зубных протезов, что продиктовало необходимость создания коронок и мостовидных протезов без металлического каркаса.
Эстетические запросы пациентов привели к ускорению разработки новых материалов и, в том числе, керамики на основе диоксида циркония, или цирконовой керамики, обладающей выдающейся прочностью и имеющей ряд преимуществ над металлами. В число достоинств этого материала входят более высокая биосовместимость, твердость и прекрасные эстетические свойства.
Здесь я приведу некоторую информацию об этом инновационном материале, который можно использовать для расширенного диапазона показаний:
· Диоксид-цирконовая керамика – это современный керамический материал, называемый биокерамикой или био-материалом.
· Его изготавливают из природного минерала – циркона.
· По химическому составу природный минерал циркон представляет собой силикат циркония и относится к подклассу незосиликатов.
Вышеупомянутый минерал состоит из металла циркония (металлической руды), который, связанный естественным путем с кремнием и кислородом, образует вещество циркон. При химической реакции с кислородом на поверхности частицы образуется кристаллический слой окисленного вещества, известного как диоксид циркония. Введение цирконовой керамики в наши зуботехнические лаборатории позволило решить ряд проблем, одной из которых является возможность реконструкции морфологии полных зубных рядов с одновременным обеспечением прекрасной жевательной функциональности. В то же время цирконовый каркас защищает высокоэстетичное керамическое покрытие от сколов и растрескивания при высоких функциональных нагрузках. Результаты лечения отвечают всем ожиданиям, как пациентов, так и врачей-ортопедов.
Мой опыт и энтузиазм в сочетании с системой мануальной фрезеровки Zirkonzahn дали мне возможность добиться тех результатов, которые будут представлены на приведенных ниже фотографиях. С помощью цирконовой керамики мне удалось полностью восстановить морфологию для функциональной и эстетической реабилитации верхнего и нижнего зубных рядов пациента протезами на имплантатах – этот зуботехнический метод известен под названием «Prettau Bridge».
Для оценки ситуации, требующей сложной ортопедической реабилитации, рекомендуется начинать работу с постановки гарнитурных искусственных полимерных зубов в восковой базис. Затем зубы, установленные в воск, отсылают врачу-ортопеду, который припасовывает их в полости рта пациента и проводит коррекцию, необходимую для удовлетворения всех функциональных и эстетических требований.
Постановка зубов в воск
Такая примерка необходима для определения правильного горизонтального перекрытия и вертикального прикуса, длины и размера зубов, идеальной фонетики, а также правильного центрального соотношения челюстей и центрической окклюзии. Однако это – только первая пригонка во рту с целью получить представление о том, как будет выглядеть окончательный результат.
Из-за подвижности зубов в воске мы пока не можем с достаточной точностью определить точки окклюзионных контактов и функциональные движения. Поэтому необходимо перевести воск в полимер, как можно более точно сохраняя все предшествующие исправления, которые проводил врач-ортопед.
Мы в своей зуботехнической лаборатории во многих случаях пользуемся системой «Трансформер», применение этой системы будет идеальным в тех случаях, когда требуется получение очень точных структур за короткое время.
Я помещаю модель на магнитную пластину и блокирую все поднутрения лабораторной мастикой. Создаю два канала восковыми профилями (4 мм) – один для входа, а другой – для выхода полимера. Опускаю верхнюю часть муфеля на модель и фиксирую ее винтами. Затем заполняю муфель дублирующим силиконовым материалом высокой точности.
Система «Трансформер»
Силиконовый дублирующий материал Абатменты на модели
Полимерные структуры в артикуляторе
После того как силиконовый материал затвердеет, я открываю муфель и освобождаю протез. После этого я провожу паровую очистку модели, устанавливаю абатменты в нужное положение. Затем изолирую модель вазелином. Снова помещаю муфель на модель и фиксирую его винтами. Затем я заполняю шприц полимерным материалом и впрыскиваю его в форму. Используемый мною материал – это полиуретановый полимер от Zirkonzahn. Спустя 45 минут я открываю муфель и извлекаю полимерную структуру из силиконовой формы, после этого помещаю всю конструкцию в артикулятор и провожу необходимую коррекцию.
Затем отсылаю полимерную структуру в кабинет для второй примерки пациенту. Доктор устанавливает ее в нужное положение и проверяет стабильность, окклюзионные контакты, все функциональные движения, а также обсуждает с пациентом окончательный эстетический результат.
Вторая конструкция является более надежной, чем первая, поскольку все структуры ввинчены во рту пациента и зафиксированы.
Вследствие непрерывной регулировки в артикуляторе, морфология окклюзии больше не отвечает правильной анатомии зубов. Если сохранить правильную анатомию, жевательные мышцы будут подвергаться избыточным нагрузкам. Следовательно, доктор должен стабилизировать артикуляцию рта пациента, а затем работа будет переустановлена в артикулятор.
В лаборатории работу модифицируют, сошлифовывая окклюзионные контакты и снова выстраивая их воском в правильном положении. Эту моделировку воском снова переводят в полимер, используя ту же самую технику, которая была описана выше.
Готовую работу отсылают врачу-ортопеду для окончательного уточнения, после чего можно перейти к превращению полимерной структуры в цирконовую реставрацию.
В рассматриваемом случае требуется керамическая облицовка с лицевой стороны на зубы с 4 по 13 и с 20 по 29. Все окклюзионные и ункциональные части изготавливают из чистого диоксида циркония. Зубы 3, 14, 19, 30 восстанавливают полными коронками на имплантатах. В области зубов 2, 15, 31, 18 помещают полноконтурные съемные цирконовые зубы. Все мягкие ткани имитируют розовой керамикой.
Я поступаю следующим образом: срезаю вестибулярную поверхность всех зубов, создавая место для керамической облицовки, сошлифовываю единицы 3, 14, 19, 30, которые будут служить опорами, и срезаю ткани, подлежащие воспроизведению в керамике. Для таких сложных случаев я всегда рекомендую в определенный момент перевести полимерную структуру в цирконовую керамику.
Модифицирование полимерных структур Окончательная постановка зубов в воске
Вид сбоку
Вид со стороны поверхности окклюзии
Готовые структуры из полимерного материала
После препарирования полимерной структуры я фиксирую ее в матрице из полиуретановой пластмассы, предварительно изготовленной в лаборатории, и приклеиваю конструкцию к правому вкладышу машины Zirkograph. Затем выбираю диоксидциркониевый блок и приклеиваю его к левому вкладышу машины. В комплект системы Zirkonzahn входит большое количество цирконовых блоков разного размера и разной высоты, предназначенных для изготовления как одной протезной единицы, так и полнодуговых протезов протяженностью до 16 единиц с высотами 16 мм и 22 мм, что позволяет удовлетворить практически любые запросы зуботехнической лаборатории.
На этом этапе я приступаю к процессу фрезеровки цирконовых блоков.
Аппараты механической обработки блоков, выпускаемые компанией Zirkonzahn, – Zirkograph 025 и Zirkograph 025Eco – это машины пантографического типа, с пятью осями, откалиброванные так, чтобы изделие, полученное шлифовкой, превышало на 20% размеры исходной полимерной структуры. Это делается для того, чтобы компенсировать обжиговую усадку диоксида циркония. Для обработки блоков используются 5 разных боров для последовательного выполнения шлифовки (от № 4 к № 0,5), а также два бора разного размера для обработки поднутрений и два бора для шлифовки абатментов. Каждый бор заканчивается двумя разными захватами, один из которых предназначен для пассивного, а другой – для плотного прилегания инструмента.
Модифицированная структура
Периметр структуры Обрезка шаблона (матрицы) Структура зафиксирована в матрице
Я начинаю процесс фрезеровки бором № 4 и этим бором снимаю большую часть объема блока. Продолжаю фрезеровать борами следующих номеров, вплоть до № 1, которым я воспроизвожу тончайшие детали.
Нередко имплантаты находятся в не идеальном для фрезеровки положении, так как между ними отсутствует параллельность.
Компании Zirkonzahn удалось решить эту проблему: была разработана система (пятиосевая), обеспечивающая одновременный поворот правой и левой плоскости для поиска идеальной горизонтальной и вертикальной оси (90°), которая будет согласовываться с фрезеровкой соединительных областей и проходами абатментов. С помощью маятника, внедренного в проход абатмента, я ищу угол 90° путем перемещения пластин взад и вперед или же вправо и влево.
Фрезеровка абатментов проводится с помощью специальных боров для абатментов.
Закончив фрезеровку, я извлекаю структуру из блока, распиливаю соединительные элементы на щечной стороне и оставляю остаток структуры прикрепленной к стенду (специально созданному во время процесса фрезеровки). Этот стенд необходим для поддержки структуры во время процесса спекания. Он препятствует деформации структуры. После обжига я провожу окончательную обработку структуры на лабораторном столе, используя вольфрамовые и алмазные боры. Поверхности окклюзии и язычную сторону всех зубов я заглаживаю резиновыми головками для керамики.
Шаблон приклеен к вкладышу машины Боры для шлифовки цирконовых блоков
Процесс шлифовки
Позиционирование абатмента Угол 90°
Вышлифовка абатмента Градуированная шкала
Готовый абатмент Шлифовка блока закончена
Большую часть механической обработки структур я провожу, пока керамика находится в полуспеченном состоянии, поскольку в таком состоянии материал очень легко обрабатывается. Следует провести механическую обработку материала в тех местах, где после спекания не потребуется его дополнительная обработка, за исключением соединительных областей. Спеченная цирконовая керамика обладает очень высокой твердостью поверхности, поэтому работа с нею будет отнимать много времени и связана с повышенным износом боров.
Более того, керамика на основе диоксида циркония плохо проводит тепло, поэтому оно концентрируется в одной точке и не распространяется по всей структуре. Воздействие тепла может привести к фазовому переходу материала из одного кристаллического состояния в другое, а именно, из тетрагональной формы в моноклинную, обладающую меньшей механической прочностью. Чем меньше мы обрабатываем плотноспеченный керамический материал, тем лучше.
Отделение структуры
Обработка структуры вольфрамовыми борами Окончательная обработка алмазными борами
Уточнение резиновыми абразивными головками Красящие жидкости Zirkonzahn
Структуру устанавливают под инфракрасную лампу для сушки не менее чем на 45 минут
Во время обжига структуру закрывают алюмооксидным коробом
Проверка прохода винтов Проверка прилегания на модели
Прилегание к модели Каркас из керамики на основе диоксида циркония
После механической обработки полуфабрикатный керамический каркас готов к окрашиванию.
Компания Zirkonzahn предлагает красящие жидкости 16 цветов, соответствующих классической шкале расцветок VITA Classic, 4 цветам – от А1 до D4. Все эти жидкости являются кислотами, а не оксидами металлов.
Существует два метода окрашивания керамических каркасов:
· Метод окунания. Керамический каркас погружают в жидкость выбранного цвета на 5–10 сек. Для удаления избытка жидкости каркас обдувают струей воздуха.
· Метод раскрашивания. Жидкость наносят на поверхность каркаса кистью, т.е. кисть окунают в жидкость выбранного цвета и раскрашивают нужные области каркаса.
До спекания поверхность керамического материала похожа на мел, поэтому она будет впитывать любую по падающую на нее жидкость. В сомнительных случаях я окрашиваю придесневую область жидкостью розового цвета; розовый цвет я использую исключительно в этой области. Для того чтобы создать основу для натурального цвета воспроизводимых зубов, я окрашиваю каркасы в три разных цвета – в пришеечной области я применяю жидкость цвета В3, постепенно переходя к более светлому цвету В1 в средней трети реставрации и цвету А1 в области режущего края. Для имитации эффекта глубины я использую светло-серый цвет. Краевые гребни премоляров и моляров я подкрашиваю цветом А1, бугорки моляров – А2, а цвет бороздок создаю цветом А4 с добавлением небольшого количества оранжевого красителя.
После раскрашивания каркаса я устанавливаю его для сушки под инфракрасную лампу не менее, чем на 45 минут, а затем помещаю просушенный каркас в печь для проведения процесса обжига. Я настоятельно рекомендую проводить спекание зубного протеза на стенде, специально созданном во время процесса фрезеровки блока: это позволит избежать деформации изделия. Процесс спекания цирконовой керамики продолжается в течение 8 часов и обычно проводится ночью. На этапе спекания объем каркаса уменьшается на 20%, и реставрация приобретает свои естественные размеры.
После процесса спекания я отделяю структуру от стенда, отпиливая литники алмазным диском, а затем проверяю прилегание каркаса на рабочей модели.
Обычно прилегание бывает почти идеальным, однако я использую специальную пасту для проверки прилегания с целью обнаружения ретенционных контактов. Для избавления от них я использую пескоструйную обработку, которую провожу до тех пор, пока каркас не станет идеально (пассивно) прилегать ко всем имплантатам. Затем я вставляю винты в проходные каналы абатментов, для того чтобы убедиться в отсутствии препятствий их правильному функционированию.
Я проверяю окклюзионные контакты в артикуляторе по отношению к полимерной модели противоположного ряда. Для проверки контактов и функциональных движений я использую артикуляционную бумагу и, в случае необходимости, провожу необходимую под шлифовку контактов.
Для абатментов спеченного каркаса в области зубов 3, 14, 19, 30 я изготавливаю полимерные коронки с помощью исходной матрицы, а затем перевожу полноконтурную коронку в керамику на основе диоксида циркония согласно методу, который был описан выше. Эта же процедура будет использоваться и для верхнего зубного ряда.
После изготовления каркас отсылают в кабинет для примерки пациенту.
Эта примерка является решающей, поскольку каркас должен обладать запланированной точностью, и если все находилось под контролем, то на этом этапе не может быть ошибок.
Следующий этап направлен на создание эстетики зубного протеза. Я всегда использую облицовочную керамику ICE Ceramics, разработанную маэстро Энрико Штегером (Enrico Steger). На вестибулярную поверхность зубов я наношу тонкий слой дентиновой керамики, обладающей высокой флуоресцентной способностью, в область десен – тонкий слой розовой керамики.
Обжиг керамического покрытия я провожу в вакуумной зуботехнической печи до максимальной температуры 920°С со скоростью нагрева 30°С/мин и 1-минутной выдержкой при конечной температуре.
Облицовочная керамика ICE Ceramics является низкотемпературным материалом (820°С), поэтому первый (тонкослойный) обжиг проводят при температуре на 100°С выше первого обжига дентина. Это позволит улучшить прочность связи между цирконовым каркасом и керамической облицовкой.
Поскольку светопроницаемость у керамики на основе диоксида циркония выше, чем у металлов, мы немного изменим концепцию нанесения слоев керамического покрытия, которую многие годы использовали для металлокерамики. Обычно прозрачные (светопроницаемые) материалы, применяемые для изготовления реставраций, обладают меньшей светлотой окраски, и если мы будем использовать ту же концепцию нанесения керамических масс, что и в случае металла, то рискуем снизить светлоту.
Набор керамических масс ICE Ceramic
Обжиг тонкого (переходного) слоя при температуре 920°С Результаты тонкослойного обжига
Результаты тонкослойного обжига Первое подкрашивание
Первое подкрашивание Послойное нанесение керамических масс
Нанесение дентина расцветки В3 Нанесение дентина расцветок В3 – В1
Прежде всего важно окрасить керамический каркас кислотным красителем выбранного цвета, а не красителями на основе оксидов металлов, которые могут сделать цирконовую керамику менее прозрачной.
Затем нам надо сосредоточиться на пришеечной области. Здесь мы будем наносить дентиновую керамику повышенной прозрачности, что позволит нам воспроизвести натуральный эффект глубины. Если дентин будет скрыт слоем эмали в середине пришеечной области, свечение и, следовательно, светлота реставрации, заметно снизятся. Контраст между эмалью, прозрачной и опалесцентной массами следует сделать немного более интенсивным, чем в случае облицовки металла, так как от поверхности керамического каркаса отражается меньшее количество света и поэтому контрасты менее очевидны. На этом этапе перед нанесением керамики я подкрашиваю окклюзионную и язычную поверхности цирконовых зубов, а затем перехожу к обычному нанесению дентина, эмали и десневой массы. Обжиг нанесенного керамического покрытия провожу в вакуумной зуботехнической печи до температуры 820°С.
Нанесение дентина расцветок В3 – В1, А1
Первый обжиг дентина и красителей, проведенный при температуре 820°С
Красители после первого обжига Первый обжиг дентина и красителей
Усиливающее подкрашивание Последнее нанесение керамической массы
Без цирконовых коронок
Точки окклюзионных контактов
Вид сбоку
Окончательный результат: мостовидные протезы Prettau Bridge
Для того чтобы усилить цвет цирконового каркаса, я повторяю подкрашивание. Затем перехожу к коррекции анатомической формы зубов, добавляя дентин, эмаль и эффект-массы. Второй обжиг нанесенного керамического покрытия провожу при температуре 810°С.
После обжига я создаю окончательную форму и текстуру на вестибулярной поверхности и в области десен с помощью алмазных боров и абразивных резиновых колесиков для обработки керамики. Глазуровочный обжиг веду до температуры 800°С с выдержкой 1 мин при конечной температуре.
Для сохранения сформированной текстуры поверхности и получения натурального глазурного блеска я полирую реставрацию с помощью порошка пемзы и фетрового круга.
На этом этапе безметалловый протез Prettau Bridge считается готовым и я могу с уверенностью утверждать, что результаты превосходны.
Сейчас, благодаря керамике на основе диоксида циркония и системе механической обработки Zirkonzahn, мне удается не выходя из своей лаборатории преодолевать различные функциональные и эстетические затруднения, как в самых сложных случаях, так и для решения обычных повседневных задач.
Я бы хотел выразить свою горячую и искреннюю признательность маэстро Энрико Штегеру за решение проблемы и постепенное введение меня в курс великой идеи, которая дает возможность коллективам даже самых маленьких зуботехнических лабораторий осуществить свою мечту «освобождения от металла» в любых ситуациях и с разумными инвестициями.
Уважаемые коллеги, сообщаем Вам, что все оборудование и материалы системы Zirkonzahn зарегистрированы в Минздраве РФ и имеют сертификаты соответствия.
Вы в любое время можете ознакомиться с системой, попробовать ее в работе и пройти обучение в Инновационном учебно-производственном зуботехническом центре Риком.
Нет проблем…
С мостовидными протезами Prettau Bridge
Cucchiaro Alessandro – зубной техник из Европы (Италия), имеющий сертификат мастера зуботехнической технологии (MDT). Более 25 лет работает в области изготовления зубных протезов, из них в течение 20 лет владеет собственной зуботехнической лабораторией. Обучался у Энрико Штегера, владельца компании Zirkonzahn, который является одним из самых востребованных зубных техников в Европе и изобретателем ручной системы механической фрезеровки блоков. Alessandro изучал технологию Zirkonzahn в течение нескольких лет и сейчас считается экспертом в области цирконовой керамики и ручных систем фрезеровки блоков. В настоящее время является инструктором по ручным системам фрезеровки блоков Zirkonzahn на факультете повышения квалификации в Атланте (штат Джорджия, США) и международным лектором в области реставраций из керамики на основе диоксида циркония и системам механической обработки блоков.
В последние годы пациенты стали предъявлять больше требований к эстетике зубных протезов, что продиктовало необходимость создания коронок и мостовидных протезов без металлического каркаса.
Эстетические запросы пациентов привели к ускорению разработки новых материалов и, в том числе, керамики на основе диоксида циркония, или цирконовой керамики, обладающей выдающейся прочностью и имеющей ряд преимуществ над металлами. В число достоинств этого материала входят более высокая биосовместимость, твердость и прекрасные эстетические свойства.
Здесь я приведу некоторую информацию об этом инновационном материале, который можно использовать для расширенного диапазона показаний:
· Диоксид-цирконовая керамика – это современный керамический материал, называемый биокерамикой или био-материалом.
· Его изготавливают из природного минерала – циркона.
· По химическому составу природный минерал циркон представляет собой силикат циркония и относится к подклассу незосиликатов.
Вышеупомянутый минерал состоит из металла циркония (металлической руды), который, связанный естественным путем с кремнием и кислородом, образует вещество циркон. При химической реакции с кислородом на поверхности частицы образуется кристаллический слой окисленного вещества, известного как диоксид циркония. Введение цирконовой керамики в наши зуботехнические лаборатории позволило решить ряд проблем, одной из которых является возможность реконструкции морфологии полных зубных рядов с одновременным обеспечением прекрасной жевательной функциональности. В то же время цирконовый каркас защищает высокоэстетичное керамическое покрытие от сколов и растрескивания при высоких функциональных нагрузках. Результаты лечения отвечают всем ожиданиям, как пациентов, так и врачей-ортопедов.
Мой опыт и энтузиазм в сочетании с системой мануальной фрезеровки Zirkonzahn дали мне возможность добиться тех результатов, которые будут представлены на приведенных ниже фотографиях. С помощью цирконовой керамики мне удалось полностью восстановить морфологию для функциональной и эстетической реабилитации верхнего и нижнего зубных рядов пациента протезами на имплантатах – этот зуботехнический метод известен под названием «Prettau Bridge».
Для оценки ситуации, требующей сложной ортопедической реабилитации, рекомендуется начинать работу с постановки гарнитурных искусственных полимерных зубов в восковой базис. Затем зубы, установленные в воск, отсылают врачу-ортопеду, который припасовывает их в полости рта пациента и проводит коррекцию, необходимую для удовлетворения всех функциональных и эстетических требований.
Постановка зубов в воск
Такая примерка необходима для определения правильного горизонтального перекрытия и вертикального прикуса, длины и размера зубов, идеальной фонетики, а также правильного центрального соотношения челюстей и центрической окклюзии. Однако это – только первая пригонка во рту с целью получить представление о том, как будет выглядеть окончательный результат.
Из-за подвижности зубов в воске мы пока не можем с достаточной точностью определить точки окклюзионных контактов и функциональные движения. Поэтому необходимо перевести воск в полимер, как можно более точно сохраняя все предшествующие исправления, которые проводил врач-ортопед.
Мы в своей зуботехнической лаборатории во многих случаях пользуемся системой «Трансформер», применение этой системы будет идеальным в тех случаях, когда требуется получение очень точных структур за короткое время.
Я помещаю модель на магнитную пластину и блокирую все поднутрения лабораторной мастикой. Создаю два канала восковыми профилями (4 мм) – один для входа, а другой – для выхода полимера. Опускаю верхнюю часть муфеля на модель и фиксирую ее винтами. Затем заполняю муфель дублирующим силиконовым материалом высокой точности.
Система «Трансформер»
Силиконовый дублирующий материал Абатменты на модели
Полимерные структуры в артикуляторе
После того как силиконовый материал затвердеет, я открываю муфель и освобождаю протез. После этого я провожу паровую очистку модели, устанавливаю абатменты в нужное положение. Затем изолирую модель вазелином. Снова помещаю муфель на модель и фиксирую его винтами. Затем я заполняю шприц полимерным материалом и впрыскиваю его в форму. Используемый мною материал – это полиуретановый полимер от Zirkonzahn. Спустя 45 минут я открываю муфель и извлекаю полимерную структуру из силиконовой формы, после этого помещаю всю конструкцию в артикулятор и провожу необходимую коррекцию.
Затем отсылаю полимерную структуру в кабинет для второй примерки пациенту. Доктор устанавливает ее в нужное положение и проверяет стабильность, окклюзионные контакты, все функциональные движения, а также обсуждает с пациентом окончательный эстетический результат.
Вторая конструкция является более надежной, чем первая, поскольку все структуры ввинчены во рту пациента и зафиксированы.
Вследствие непрерывной регулировки в артикуляторе, морфология окклюзии больше не отвечает правильной анатомии зубов. Если сохранить правильную анатомию, жевательные мышцы будут подвергаться избыточным нагрузкам. Следовательно, доктор должен стабилизировать артикуляцию рта пациента, а затем работа будет переустановлена в артикулятор.
В лаборатории работу модифицируют, сошлифовывая окклюзионные контакты и снова выстраивая их воском в правильном положении. Эту моделировку воском снова переводят в полимер, используя ту же самую технику, которая была описана выше.
Готовую работу отсылают врачу-ортопеду для окончательного уточнения, после чего можно перейти к превращению полимерной структуры в цирконовую реставрацию.
В рассматриваемом случае требуется керамическая облицовка с лицевой стороны на зубы с 4 по 13 и с 20 по 29. Все окклюзионные и ункциональные части изготавливают из чистого диоксида циркония. Зубы 3, 14, 19, 30 восстанавливают полными коронками на имплантатах. В области зубов 2, 15, 31, 18 помещают полноконтурные съемные цирконовые зубы. Все мягкие ткани имитируют розовой керамикой.
Я поступаю следующим образом: срезаю вестибулярную поверхность всех зубов, создавая место для керамической облицовки, сошлифовываю единицы 3, 14, 19, 30, которые будут служить опорами, и срезаю ткани, подлежащие воспроизведению в керамике. Для таких сложных случаев я всегда рекомендую в определенный момент перевести полимерную структуру в цирконовую керамику.
Модифицирование полимерных структур Окончательная постановка зубов в воске
Вид сбоку
Вид со стороны поверхности окклюзии
Готовые структуры из полимерного материала
После препарирования полимерной структуры я фиксирую ее в матрице из полиуретановой пластмассы, предварительно изготовленной в лаборатории, и приклеиваю конструкцию к правому вкладышу машины Zirkograph. Затем выбираю диоксидциркониевый блок и приклеиваю его к левому вкладышу машины. В комплект системы Zirkonzahn входит большое количество цирконовых блоков разного размера и разной высоты, предназначенных для изготовления как одной протезной единицы, так и полнодуговых протезов протяженностью до 16 единиц с высотами 16 мм и 22 мм, что позволяет удовлетворить практически любые запросы зуботехнической лаборатории.
На этом этапе я приступаю к процессу фрезеровки цирконовых блоков.
Аппараты механической обработки блоков, выпускаемые компанией Zirkonzahn, – Zirkograph 025 и Zirkograph 025Eco – это машины пантографического типа, с пятью осями, откалиброванные так, чтобы изделие, полученное шлифовкой, превышало на 20% размеры исходной полимерной структуры. Это делается для того, чтобы компенсировать обжиговую усадку диоксида циркония. Для обработки блоков используются 5 разных боров для последовательного выполнения шлифовки (от № 4 к № 0,5), а также два бора разного размера для обработки поднутрений и два бора для шлифовки абатментов. Каждый бор заканчивается двумя разными захватами, один из которых предназначен для пассивного, а другой – для плотного прилегания инструмента.
Модифицированная структура
Периметр структуры Обрезка шаблона (матрицы) Структура зафиксирована в матрице
Я начинаю процесс фрезеровки бором № 4 и этим бором снимаю большую часть объема блока. Продолжаю фрезеровать борами следующих номеров, вплоть до № 1, которым я воспроизвожу тончайшие детали.
Нередко имплантаты находятся в не идеальном для фрезеровки положении, так как между ними отсутствует параллельность.
Компании Zirkonzahn удалось решить эту проблему: была разработана система (пятиосевая), обеспечивающая одновременный поворот правой и левой плоскости для поиска идеальной горизонтальной и вертикальной оси (90°), которая будет согласовываться с фрезеровкой соединительных областей и проходами абатментов. С помощью маятника, внедренного в проход абатмента, я ищу угол 90° путем перемещения пластин взад и вперед или же вправо и влево.
Фрезеровка абатментов проводится с помощью специальных боров для абатментов.
Закончив фрезеровку, я извлекаю структуру из блока, распиливаю соединительные элементы на щечной стороне и оставляю остаток структуры прикрепленной к стенду (специально созданному во время процесса фрезеровки). Этот стенд необходим для поддержки структуры во время процесса спекания. Он препятствует деформации структуры. После обжига я провожу окончательную обработку структуры на лабораторном столе, используя вольфрамовые и алмазные боры. Поверхности окклюзии и язычную сторону всех зубов я заглаживаю резиновыми головками для керамики.
Шаблон приклеен к вкладышу машины Боры для шлифовки цирконовых блоков
Процесс шлифовки
Позиционирование абатмента Угол 90°
Вышлифовка абатмента Градуированная шкала
Готовый абатмент Шлифовка блока закончена
Большую часть механической обработки структур я провожу, пока керамика находится в полуспеченном состоянии, поскольку в таком состоянии материал очень легко обрабатывается. Следует провести механическую обработку материала в тех местах, где после спекания не потребуется его дополнительная обработка, за исключением соединительных областей. Спеченная цирконовая керамика обладает очень высокой твердостью поверхности, поэтому работа с нею будет отнимать много времени и связана с повышенным износом боров.
Более того, керамика на основе диоксида циркония плохо проводит тепло, поэтому оно концентрируется в одной точке и не распространяется по всей структуре. Воздействие тепла может привести к фазовому переходу материала из одного кристаллического состояния в другое, а именно, из тетрагональной формы в моноклинную, обладающую меньшей механической прочностью. Чем меньше мы обрабатываем плотноспеченный керамический материал, тем лучше.
Отделение структуры
Обработка структуры вольфрамовыми борами Окончательная обработка алмазными борами
Уточнение резиновыми абразивными головками Красящие жидкости Zirkonzahn
Структуру устанавливают под инфракрасную лампу для сушки не менее чем на 45 минут
Во время обжига структуру закрывают алюмооксидным коробом
Проверка прохода винтов Проверка прилегания на модели
Прилегание к модели Каркас из керамики на основе диоксида циркония
После механической обработки полуфабрикатный керамический каркас готов к окрашиванию.
Компания Zirkonzahn предлагает красящие жидкости 16 цветов, соответствующих классической шкале расцветок VITA Classic, 4 цветам – от А1 до D4. Все эти жидкости являются кислотами, а не оксидами металлов.
Существует два метода окрашивания керамических каркасов:
· Метод окунания. Керамический каркас погружают в жидкость выбранного цвета на 5–10 сек. Для удаления избытка жидкости каркас обдувают струей воздуха.
· Метод раскрашивания. Жидкость наносят на поверхность каркаса кистью, т.е. кисть окунают в жидкость выбранного цвета и раскрашивают нужные области каркаса.
До спекания поверхность керамического материала похожа на мел, поэтому она будет впитывать любую по падающую на нее жидкость. В сомнительных случаях я окрашиваю придесневую область жидкостью розового цвета; розовый цвет я использую исключительно в этой области. Для того чтобы создать основу для натурального цвета воспроизводимых зубов, я окрашиваю каркасы в три разных цвета – в пришеечной области я применяю жидкость цвета В3, постепенно переходя к более светлому цвету В1 в средней трети реставрации и цвету А1 в области режущего края. Для имитации эффекта глубины я использую светло-серый цвет. Краевые гребни премоляров и моляров я подкрашиваю цветом А1, бугорки моляров – А2, а цвет бороздок создаю цветом А4 с добавлением небольшого количества оранжевого красителя.
После раскрашивания каркаса я устанавливаю его для сушки под инфракрасную лампу не менее, чем на 45 минут, а затем помещаю просушенный каркас в печь для проведения процесса обжига. Я настоятельно рекомендую проводить спекание зубного протеза на стенде, специально созданном во время процесса фрезеровки блока: это позволит избежать деформации изделия. Процесс спекания цирконовой керамики продолжается в течение 8 часов и обычно проводится ночью. На этапе спекания объем каркаса уменьшается на 20%, и реставрация приобретает свои естественные размеры.
После процесса спекания я отделяю структуру от стенда, отпиливая литники алмазным диском, а затем проверяю прилегание каркаса на рабочей модели.
Обычно прилегание бывает почти идеальным, однако я использую специальную пасту для проверки прилегания с целью обнаружения ретенционных контактов. Для избавления от них я использую пескоструйную обработку, которую провожу до тех пор, пока каркас не станет идеально (пассивно) прилегать ко всем имплантатам. Затем я вставляю винты в проходные каналы абатментов, для того чтобы убедиться в отсутствии препятствий их правильному функционированию.
Я проверяю окклюзионные контакты в артикуляторе по отношению к полимерной модели противоположного ряда. Для проверки контактов и функциональных движений я использую артикуляционную бумагу и, в случае необходимости, провожу необходимую под шлифовку контактов.
Для абатментов спеченного каркаса в области зубов 3, 14, 19, 30 я изготавливаю полимерные коронки с помощью исходной матрицы, а затем перевожу полноконтурную коронку в керамику на основе диоксида циркония согласно методу, который был описан выше. Эта же процедура будет использоваться и для верхнего зубного ряда.
После изготовления каркас отсылают в кабинет для примерки пациенту.
Эта примерка является решающей, поскольку каркас должен обладать запланированной точностью, и если все находилось под контролем, то на этом этапе не может быть ошибок.
Следующий этап направлен на создание эстетики зубного протеза. Я всегда использую облицовочную керамику ICE Ceramics, разработанную маэстро Энрико Штегером (Enrico Steger). На вестибулярную поверхность зубов я наношу тонкий слой дентиновой керамики, обладающей высокой флуоресцентной способностью, в область десен – тонкий слой розовой керамики.
Обжиг керамического покрытия я провожу в вакуумной зуботехнической печи до максимальной температуры 920°С со скоростью нагрева 30°С/мин и 1-минутной выдержкой при конечной температуре.
Облицовочная керамика ICE Ceramics является низкотемпературным материалом (820°С), поэтому первый (тонкослойный) обжиг проводят при температуре на 100°С выше первого обжига дентина. Это позволит улучшить прочность связи между цирконовым каркасом и керамической облицовкой.
Поскольку светопроницаемость у керамики на основе диоксида циркония выше, чем у металлов, мы немного изменим концепцию нанесения слоев керамического покрытия, которую многие годы использовали для металлокерамики. Обычно прозрачные (светопроницаемые) материалы, применяемые для изготовления реставраций, обладают меньшей светлотой окраски, и если мы будем использовать ту же концепцию нанесения керамических масс, что и в случае металла, то рискуем снизить светлоту.
Набор керамических масс ICE Ceramic
Обжиг тонкого (переходного) слоя при температуре 920°С Результаты тонкослойного обжига
Результаты тонкослойного обжига Первое подкрашивание
Первое подкрашивание Послойное нанесение керамических масс
Нанесение дентина расцветки В3 Нанесение дентина расцветок В3 – В1
Прежде всего важно окрасить керамический каркас кислотным красителем выбранного цвета, а не красителями на основе оксидов металлов, которые могут сделать цирконовую керамику менее прозрачной.
Затем нам надо сосредоточиться на пришеечной области. Здесь мы будем наносить дентиновую керамику повышенной прозрачности, что позволит нам воспроизвести натуральный эффект глубины. Если дентин будет скрыт слоем эмали в середине пришеечной области, свечение и, следовательно, светлота реставрации, заметно снизятся. Контраст между эмалью, прозрачной и опалесцентной массами следует сделать немного более интенсивным, чем в случае облицовки металла, так как от поверхности керамического каркаса отражается меньшее количество света и поэтому контрасты менее очевидны. На этом этапе перед нанесением керамики я подкрашиваю окклюзионную и язычную поверхности цирконовых зубов, а затем перехожу к обычному нанесению дентина, эмали и десневой массы. Обжиг нанесенного керамического покрытия провожу в вакуумной зуботехнической печи до температуры 820°С.
Нанесение дентина расцветок В3 – В1, А1
Первый обжиг дентина и красителей, проведенный при температуре 820°С
Красители после первого обжига Первый обжиг дентина и красителей
Усиливающее подкрашивание Последнее нанесение керамической массы
Без цирконовых коронок
Точки окклюзионных контактов
Вид сбоку
Окончательный результат: мостовидные протезы Prettau Bridge
Для того чтобы усилить цвет цирконового каркаса, я повторяю подкрашивание. Затем перехожу к коррекции анатомической формы зубов, добавляя дентин, эмаль и эффект-массы. Второй обжиг нанесенного керамического покрытия провожу при температуре 810°С.
После обжига я создаю окончательную форму и текстуру на вестибулярной поверхности и в области десен с помощью алмазных боров и абразивных резиновых колесиков для обработки керамики. Глазуровочный обжиг веду до температуры 800°С с выдержкой 1 мин при конечной температуре.
Для сохранения сформированной текстуры поверхности и получения натурального глазурного блеска я полирую реставрацию с помощью порошка пемзы и фетрового круга.
На этом этапе безметалловый протез Prettau Bridge считается готовым и я могу с уверенностью утверждать, что результаты превосходны.
Сейчас, благодаря керамике на основе диоксида циркония и системе механической обработки Zirkonzahn, мне удается не выходя из своей лаборатории преодолевать различные функциональные и эстетические затруднения, как в самых сложных случаях, так и для решения обычных повседневных задач.
Я бы хотел выразить свою горячую и искреннюю признательность маэстро Энрико Штегеру за решение проблемы и постепенное введение меня в курс великой идеи, которая дает возможность коллективам даже самых маленьких зуботехнических лабораторий осуществить свою мечту «освобождения от металла» в любых ситуациях и с разумными инвестициями.
Уважаемые коллеги, сообщаем Вам, что все оборудование и материалы системы Zirkonzahn зарегистрированы в Минздраве РФ и имеют сертификаты соответствия.
Вы в любое время можете ознакомиться с системой, попробовать ее в работе и пройти обучение в Инновационном учебно-производственном зуботехническом центре Риком.